Психофизическая проблема соотношения сознания и тела, поставленная еще Декартом, остается актуальной и для современных когнитивных исследований. Правда, сейчас ее осмысление дополняется технологическими новшествами: бестелесным искусственным интеллектом, с одной стороны, и развитием нейронаук, которые углубляют наши представления о субстрате сознания, с другой.
Кроме противопоставления психики телу, для западноевропейской культуры также традиционна дихотомия сознания и бессознательного. Эти дуальности, глубоко укорененные в философской мысли и структуре эмпирических исследований, нередко воспринимаются как аксиомы, хотя спектр их интерпретаций чрезвычайно широк. Так, сознание может пониматься и как рациональное начало, способность к аналитическому мышлению, и как то, что доступно нам непосредственно, эксплицитно, или как нечто, находящееся в фокусе внимания в определенный момент. С бессознательным все еще сложнее: оно трактуется как интуитивное и чувственное, в противовес рациональному, или как скрытое, недоступное непосредственно. А может означать и то, чего мы не замечаем (например, влияние эмоций на восприятие и суждение).
Инсайт — внезапное озарение, наступающее после тупика (Ohlsson, 1992). Эврика, которая кажется очевидной и рациональной постфактум, но приходит как будто извне — ставит под вопрос уместность деления на осознаваемое и неосознанное. Решение задачи, которое, казалось бы, требует последовательного мышления, осуществляется за счет бессознательных процессов и даже требует ослабления контроля (Knoblich et al., 1999). Однако когда ответ найден, он прорывается обратно в поле сознания. Исследования этого феномена составят ядро секции.
Особое внимание будет уделено концепции воплощенного познания (embodied cognition), которая предполагает, что когнитивные процессы укоренены в сенсомоторном взаимодействии с окружающим миром, а потому не могут изучаться изолированно от него (Фаликман, 2012). Этот взгляд также ставит под сомнение традиционную дуальность психического и материального, перекликаясь с философскими теориями энактивизма, которые рассматривают сознание как динамический процесс, встроенный в телесный и экологический контекст (Varela, 1991). В свою очередь, искусственный интеллект, представляющий собой модель семантических репрезентаций, лишенную телесного и чувственного, бросает вызов идее воплощенного познания.
Технологическое развитие требует переосмысления фундаментальных моделей сознания. Эта проблематика объединяет философию, когнитивные и нейронауки, лингвистику и компьютерное моделирование, позволяя подступиться к общим вопросам разными методами. Однако между сферами исследований наблюдается разобщенность, которая мешает объединить усилия. В рамках секции «Тайное становится яcным: бессознательное и телесное когнитивных процессов» мы стремимся создать пространство для междисциплинарного диалога, направленного на ее разрешение.